Вентиляция автостоянки

05.10.2018

Если в одном месте находится много автомобилей, то концентрация вредных веществ в воздухе неизбежна. Надо ли говорить, что такое положение вещей не способствует приятной атмосфере и общей безопасности. Чтобы этого избежать, наземные и подземные паркинги оборудуют специальными системами вентиляции.

Качество воздуха на крытой автостоянке

Работающий двигатель авто выделяет несколько вредных для человека веществ:

  •    угарный газ CO;
  •    бензапирен C20H12;
  •    оксид серы SO2.

Так, угарный газ при концентрации в воздухе более 1,2 % приводит к потере сознание и смерти в течение трех минут. Бензапирен – это типичный канцероген, который обладает мутагенным действием и может накапливаться и мигрировать через объекты окружающей среды, которые становятся его вторичными источниками. Оксид серы – это токсин, который вызывает удушье, а в больших концентрациях отек легких. Причем чувствительность к этому веществу у людей различна, и точно предсказать, к чему приведет вдыхание паров даже в небольшой концентрации нельзя.

Вентиляция паркинга

Все эти соединения – прямая угроза для жизни человека, поэтому удаляются вентиляцией на автостоянке, где могут скапливаться в большом количестве. Конечно, никто не оставляет на паркинге автомобиль с включенным зажиганием, но здесь идет речь о постоянном потоке машин – какие-то приезжают, а какие-то покидают стоянку. Такой круговорот может быть однозначен постоянному присутствию хотя бы нескольких источников загрязнения воздуха.

Помимо вредных соединений, на стоянках скапливаются горючие газы – пропан, бутан, испарения нефтепродуктов. Они тоже токсичны, но представляют еще большую опасность, потому что в больших концентрациях взрывоопасны.

Требования к вентиляции паркинга

Регламентирующие документы, где прописаны требования к системам вентиляции паркинга:

  •    СП 112.13330.2011 «Пожарная безопасность зданий и сооружений»;
  •    СП 113.13330.2016 «Стоянки автомобилей»;
  •    СП 60.13330.2016 «Отопление, вентиляция и кондиционирование».
  •    СП 7.13130.2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности»

Основная задача вентиляции – не допускать предельной допустимой концентрации (ПДК) вредных веществ и паров легковоспламеняющихся соединений, которые указаны в ГН (гигиенических нормативах) 2.2.5.3532-18.

Еще на стадии проекта паркинга, учитывается его этажность. Все потому что вредные соединения, в том числе и угарный газ, тяжелее воздуха, и могут скапливаться на нижних этажах зданий. Поэтому максимальное число уровней для подземной парковки — пять, для наземной — девять.

Типы вентиляции автостоянки

По типу воздухообмена различают четыре вида систем вентиляции.

Вентиляция автостоянки

Естественная

Приток и отток воздуха в этом случае происходит из-за разницы давлений и температур внутри и снаружи помещения. Большие ворота и проемы в наземных паркингах могут обеспечить определенную часть воздухообмена, но для полного удаления вредных веществ естественной вентиляции не достаточно. Тем более такая система не подойдет для подземной парковки. Поэтому она может использоваться только как вспомогательная, но не основная.

Еще один недостаток естественной вентиляции – воздух проникает в помещение без подогрева. А там, где нужно поддерживать определенную температуру, это недопустимо.

Вытяжная

Эта система – комбинация из механического удаления воздуха и естественного притока. Она эффективнее, чем полностью естественная вентиляция, но при таком способе образуются зоны застоя – приточный воздух не полностью вытесняет опасные соединения из труднодоступных мест, углов и частей паркинга, которые располагаются далеко от вытяжки – соединения постепенно накапливаются до опасной концентрации.

Приточная

Здесь приток воздуха механизирован – он вытесняет отработанные воздушные массы. Если в некоторых помещениях такие системы допустимы, то на парковках приточный воздух не всегда может вытеснить более тяжелые выхлопные газы – они скапливаются в отдаленных местах паркинга. Возможен еще один вариант, когда вытесненные соединения концентрируются рядом со стоянкой – в низинах или под козырьками зданий. Это потенциальная угроза жильцам домов и посетителям ближайших объектов, например, магазинов.

Приточная вентиляция автостоянки

Приточно-вытяжная

Эта система принудительно удаляет отработанный воздух и обеспечивает механический приток свежего. Автоматика регулирует воздухообмен – вентиляция может работать не постоянно, а при достижении определенной концентрации вредных веществ. Еще один плюс такой системы – подогрев приточного воздуха и его фильтрация, если она необходима.

Дымоудаление автостоянки

Как мы уже говорили, паркинг – зона повышенной пожарной опасности, поэтому оборудуется противопожарной вентиляцией и системой дымоудаления. Её основная задача – обеспечить безопасную эвакуацию людей, не допустить попадания угарного газа в систему безопасных выходов. Противодымная вентиляция оборудуется для каждого отсека паркинга и работает в автономном режиме.

При расчете и проектировании учитывают особенности конкретной автостоянки – количество уровней и конфигурацию, поскольку более тяжелые продукты горения могут опускаться на нижние уровни и скапливаться там.

Для проектирования и расчетов противодымной вентиляции руководствуются нормами пожарной безопасности НПБ 105-03.

Главное требование к вентиляции паркинга – обеспечить безопасность людей. Для этого обязательно нужно следовать регламентирующим документам, учитывая особенности конкретного здания. Проектирование и монтаж таких систем – дело для профессионалов. Реконструкция или исправление ошибок в вентиляционной системе дело непростое и дорогостоящее, лучше сразу сделать подходящий проект, который будет соответствовать всем нормам, а для монтажа нанять специалистов.