Вентиляция торгового центра

22.11.2018

Вентиляция торгового центра

Вентиляция в магазине представляет собой инженерную систему, которая обеспечивает оптимальный воздухообмен, температуру и уровень влажности в помещении. Ее основным назначением является постоянная циркуляция воздуха в помещении. Таким образом, переработанный углекислый газ покидает помещение, а чистый кислород извне поступает внутрь.

Требования к вентиляции торгового центра

В соответствии с СП 60.13330.2012, в торговых центрах обязательно должна присутствовать вентиляционная система. За счет отлаженного функционирования инженерной конструкции и работы кондиционеров, в помещениях торгового зала создается благоприятный микроклимат. Что, в свою очередь, влияет на самочувствие посетителей, их комфорт, а также на время, которое они проведут в помещении.

Вентиляция в торговом центре регламентируется целым рядом различных ГОСТов и правил, среди которых: «Общие санитарно-гигиенические требования», «Тепловая защита зданий», «Защита от шума», «Общие требования безопасности», «Отопление, вентиляция и кондиционирование», «Требования пожарной безопасности», и некоторыми другими.

Инжиниринговая компания «Obion» готова реализовать комплексные решения по устройству внутренних инженерных систем и сетей зданий. Мы предоставляем гарантию на все работы по проектированию и на монтажные работы!

Правила работы вентиляционных систем, как в больших центрах, так и в магазинах поменьше, различий не имеют. И выражаются в следующих требованиях:

  • Наличие простого и понятного управления действующей системой;
  • Минимальный уровень шума в процессе работы;
  • Осуществление очистки воздуха, поступающего извне, от всевозможных загрязнений перед его использованием в помещении;
  • Прогрев или охлаждение поступающего воздуха, в зависимости от текущей температуры воздуха снаружи ТЦ;
  • Организация комфортного микроклимата на территории торгового центра.

Для грамотного расчета и проектирования систем вентиляции необходимо учесть множество нюансов, провести анализ информации, принимая во внимание архитектурные и функциональные характеристики объекта.

Особенности проектирования вентиляции торгового центра

Особенности проектирования вентиляции торгового центра

Среднестатистический торговый центр сочетает в себе помещения складского типа для хранения продукции (в том числе продукты питания) и, собственно, сам торговый комплекс. Из-за такого расположения зон, работа вентиляционной техники для склада и зала существенно различается.

Параметры поступающего воздуха отличаются, исходя из потребностей конкретного отдела – где-то необходимы более холодные потоки и плотная концентрация воздушных масс, а где-то условия предполагают естественную циркуляцию воздуха.

Проектирование вентиляции осуществляется в предварительных расчетах, до начала возведения строительного объекта. В противном случае, впоследствии возникает множество проблем с отстроенными коммуникациями. Особенно сложно осуществлять проектирование при реконструкции имеющихся зданий (со сменой назначения — например, когда бывшее производство становится торговым центром и т.п.).
Таким образом, должны учитываться следующие особенности:

  1. Продуктовые и промышленные блоки ТЦ должны содержаться в индивидуальных температурных режимах, которые обеспечивают разные системы вентиляции.
  2. Большое количество холодильной техники также выделяет большое количество тепла, что учитывается при выборе вентиляционной техники.
  3. Физическое здоровье персонала также принимается во внимание. Во избежание массовых заболеваний в искусственно созданном микроклимате следует осознанно подходить к организации температурных режимов и воздушной циркуляции.
  4. В каждом здании торгового центра существует обязательное условие: обмен воздуха, приходящийся на каждого посетителя, не может быть менее 20 м3, а на сотрудника персонала – не менее 60 м3.
  5. Размещение нового оборудования (блоки наружных систем охлаждения, непосредственно агрегаты приточно-вытяжной вентиляции, вентиляторы дымоудаления и т.п.).

Планирование и монтаж вентиляции осуществляются исходя из суммы всех вышеперечисленных пунктов и специфики каждого строительного объекта.

Системы вентиляции для торгового центра

Системы вентиляции для торгового центра

Поскольку главной задачей вентиляционной системы в торговом центре являются такие действия, как подача, передвижение, перемешивание, очищение, подогрев и охлаждение наружного воздуха — все системы можно классифицировать по нескольким направлениям:

  • Небольшой ТЦ, площадью не превышающий 400 м2, может быть оснащен недорогой и простой вентиляцией приточно-вытяжного типа. Система кондиционирования воздуха монтируется отдельно.
  • Помещения складского типа могут оснащаться вытяжками, которые способствуют естественному перемещению воздушных потоков внутри. Система принудительной вентиляции в торговом центре должна содержать в своей конструкции специальные противопожарные перегородки, препятствующие распространению огня в помещении ТЦ в случае пожарной ситуации.
  • Популярным решением во многих ТЦ является так называемый «руфтоп» — моноблочная система вентиляции, которую устанавливают непосредственно на крыше здания. Система выполняет ряд операций – охлаждение или нагрев, а также подача чистого кислорода внутрь здания. Руфтоп обладает рядом преимуществ — бесшумная работа, экономичное потребление энергоресурсов и довольно простой монтаж и конфигурация оборудования.

Также в помещениях торговых центров используется вентиляционное оборудование, в котором нагрев приточного наружного воздуха осуществляется в собственных калориферах.

Калориферы могут быть как электрическими (большая нагрузка на систему электроснабжения), так и водяными (от существующих, либо от монтируемых ИТП, котельных).

В любом случае, в общем балансе расходов на отопление и вентиляцию  нагрузка на калориферы системы вентиляции может достигать 60%.

Охлаждение наружного воздуха осуществляется с помощью воды (вода для кондиционирования подготавливается в отдельных агрегатах — чиллерах), либо с помощью фреоновых охладителей.

Выбор типа охлаждения осуществляется на этапе проектирования, исходя из нагрузок и оценки экономической эффективности при эксплуатации.

Самым эффективным вариантом для объектов с большой площадью является установка ряда систем вентиляции умеренной производительности. Устанавливаются они равномерно по всему периметру ТЦ.

Конструкции кондиционирования и вентиляции в помещениях общего пользования требует серьезного и грамотного подхода на всех этапах реализации. Анализ и разработка таких инженерных систем для магазинов должны производиться только профессионалами по строгим правилам, прописанным в соответствующих нормативах.

Источник Компания Obion